Официальный сайт
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 2" города Читы
МЕНЮ
Главная » Статьи » Сопровождение образовательного процесса » Школьная библиотека

Положение о библиотеке

 

1. Основные задачи

 

1.1. Обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях. 

1.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 

1.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 

1.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 

 

2. Основные функции

 

Для реализации основных задач библиотека: 

2.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения: 

• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; 

• аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении; 

• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов. 

2.2. Создает информационную продукцию: 

• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; 

• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения; 

• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); 

• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 

2.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: 

• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; 

• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения;

• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; 

• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся; 

• руководит воспитательной работой с книгой.

• 2.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; 

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; 

• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; 

• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

• осуществляет текущее информирование, информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; 

2.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся: 

• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; 

• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; 

• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

 

3. Организация деятельности библиотеки

 

3.1. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно.  

3.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки. 

3.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов. 

3.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку.  

3.5.   Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности оборудования и имущества библиотеки. 

3.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения. 

3.7. Режим работы библиотеки определяется заместителем директора по УВР в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения.  При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: 

• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; 

• одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; 

• не менее одного раза в месяц – методического дня. 

3.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействуют с библиотеками Министерства культуры РФ. 

 

4. Управление. Штаты 

 

4.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и уставом общеобразовательного учреждения. 

4.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

4.3. Руководство библиотекой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения. 

4.4. Библиотекарь назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 

4.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра. 

4.6. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения (далее - школы) на утверждение следующие документы: 

• положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; 

•  расписание работы библиотеки,  

• планово-отчетную документацию.

 4.7. Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде. 

 

5. Права и обязанности библиотеки

 

5.1. Работники библиотеки имеют право: 

• самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о библиотеке школы; 

• проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; 

• определять источники комплектования информационных ресурсов; 

• изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; 

• определять в соответствии с правилами пользования библиотекой школы, утвержденными руководителем школы, и по согласованию с родительским комитетом или управляющим советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

• участвовать в управлении школы в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

• иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными нормативными актами;

• быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; 

• участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 

5.2. Работники библиотеки обязаны:  

• обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; 

• информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; 

• обеспечить научную организацию фондов и каталогов; 

• формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; 

• совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; 

• обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; 

• обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы; 

• отчитываться в установленном порядке перед руководителем школы; 

• сохранять, распределять, контролировать фонд учебников;

• повышать квалификацию. 

 

6. Права и обязанности пользователей библиотеки 

 

6.1. Пользователь библиотеки имеют право: 

• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; 

• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; 

• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 

• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; 

• продлевать срок пользования документами; 

• получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеке; 

• получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при использовании электронным и иным оборудованием; 

• участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; 

• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю школы. 

6.2. Пользователи библиотеки обязаны: 

• соблюдать правила пользования библиотекой; 

• бережно относиться к произведениям печати, иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; 

• поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

• пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; 

• убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этого работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; 

• расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов); 

• возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; 

• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; 

• полностью рассчитаться с библиотекой по истечению срока обучения или работы в школе. 

6.3. Порядок пользования библиотекой: 

• запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей обучающихся – по паспорту; 

• перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; 

• документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; 

• читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращению в библиотеку. 

6.4. Порядок пользования абонементом: 

• пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

• максимальные сроки пользования документами:

- учебники, учебные пособия – учебный год;

- научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;

- периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней. 

• пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 

6.5. Порядок пользования читальным залом: 

• документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; 

• энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 

Категория: Школьная библиотека | Добавил: edan (08.10.2016)
Просмотров: 106 | Рейтинг: 5.0/1
Сведения об образовательной организации:
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода)
  • Актуально:
    Эл.дневник:
    Полезные телефоны:
    Полезные сайты:
    Статистика