Возникновение новых образовательных технологий связано с необходимостью решения проблемы: как в ограниченный промежуток времени при ограниченных возможностях человека передать учащемуся увеличивающийся количественно и качественно объем знаний, умений, компетенций. Каждый ученик старшей школы - это сформировавшаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями.
Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения - это главная задача учителя на старшей ступени обучения. В современных условиях считаю наиболее актуальной – дистанционную форму обучения.
Дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Главным преимуществом дистанционного образования является смещение акцента с традиционных методов обучения на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия, они должны формировать собой основу для организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Плюсы:
- Скорость изучения устанавливается самостоятельно в зависимости от личных обстоятельств и потребностей.
- Независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
- Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
- Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности.
- Комфортные условия для творческого самовыражения.
Минусы:
- Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
- Недостаток практических занятий.
- Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем.
В результате, можно сделать вывод, что учащиеся 10-х классов, даже со средними учебными возможностями готовы к дистанционному обучению различных курсов, являющихся дополнительными к базовому образованию.
Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время.
Очные же занятия в большей мере предназначаются для общения (дискуссии, работам над проектами, защитам проектов, выполнению совместных лабораторных и практических работ, консультациям с учителем для отдельных учащихся, пр.). Это вовсе не означает, что отменяются уроки и все переносится на самостоятельное изучение. Но новый подход к системе обучения, диктуемый принципами личностно-ориентированного подхода, конструктивизма, предусматривающими формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией требуют и новых форм обучения.
За дистанционным обучением будущее, и надо, чтобы его основы учащиеся получали в стенах школы. В настоящий момент в нашей школе особое внимание уделено такой форме дистанционного образования, как соревновательные телекоммуникационные проекты — олимпиады и конкурсы, служащие переходными формами обучения от традиционного к дистанционному. Более 65% обучаемых и более 75% учителей школы в течение года были привлечены к данной деятельности. В основном учителя использует телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам, как дополнение к существующим учебным курсам и предметам. Однако, уже сейчас начинается использование компьютерных телекоммуникаций в условиях реального учебного процесса, опирающихся на смешанный режим взаимодействия учителя и учащихся — компьютерные телекоммуникации и очное общение учитель-ученик. Не кажется более фантастикой проведение уроков с помощью сети в режиме on-line.
Но вместе с тем очень актуален вопрос оценки качества дистанционного образования, и его целесообразно рассматривать в двух аспектах: оценка качества существующих курсов дистанционного обучения и их пригодности для использования в учебном процессе и разработка требований к качеству курсов дистанционного обучения и создание методик подготовки и проведения эффективных курсов дистанционного обучения. Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:
а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
б) используемых при этом педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
г) эффективности обратной связи.
Таким образом, очевидна необходимость развития дистанционного образования в школе, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества.
Литература: 1. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2006. - 304 с. 2. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 300 с. 3. Кузьмина А.В. К вопросу о конкурентоспособности дистанционного образования // Новые образовательные технологии: Сборник материалов Четвертой междунар. науч.-метод. конф. Екатеринбург, 2007